Аппарат акима
Бостандыкского района
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС АППАРАТА АКИМА
БОСТАНДЫКСКОГО РАЙОНА Г. АЛМАТЫ
Государственная служба ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА



Стиль работы и служебная этика


В послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан 2030» неоднократно указывается на необходимость постоянного совершенствования стиля работы в государственных органах, повышения требовательности и персональной ответственности государственных служащих за порученный участок управления, улучшения контроля и проверки исполнения принятых решений, обеспечения бережного отношения к основополагающему ресурсу управления – человеку.

Стиль работы включает в себя всю совокупность характерных черт и приемов управленческой деятельности, выражающихся в разнообразных методах и формах работы государственных органов и должностных лиц. Деловой стиль предполагает творческое отношение к управленческому труду, научно-практический подход к решению социальных проблем, высокую требовательность к себе и другим; противостоит любым проявлениям бюрократизма, формализма и субъективизма.

Одним из важных направлений совершенствования работы государственного аппарата является повышение культуры управленческого труда. С понятием культуры управления связываются не только овладение управленческим персоналом наукой и передовой практикой работы государственных органов, но и, главным образом, внедрение всех достижений в повседневную деятельность госаппарата. Поэтому не случайно в Стратегии развития Казахстана на период до 2030 года вопросам реформирования государственного управления, улучшения системы найма, подготовки и коррупцией уделяется исключительно большое внимание.

Стиль работы государственных органов находит свое конкретное проявление в разнообразных формах: культура работы руководителя, отношение руководителя к подчиненным, взаимоотношения управленческого труда и административных процедур, культура делопроизводство и т.д. Отдельные аспекты управленческого труда, стиль работы и культура управления получили подробное освещение в специальной литературе.

Прежде всего, в государственных органах на первом месте стоит организация службы, осуществление административных процедур. Именно на этой основе возникают деловые взаимоотношения между работниками. Компетентность – неотъемлемая черта высокого стиля руководства. Умение государственных служащих безукоризненно вести порученный участок работы, четкая организация исполнения решений вышестоящих органов и собственных решений вышестоящих органов и собственность решений, систематический контроль за неуклонным проведением в жизнь плановых мероприятий, связанных с приоритетными направлениями развития республики – важнейшие компоненты, выражающие сущность делового стиля управленческой деятельности.

С государственной службой имеет непосредственную связь искусство администрирования, знание науки управления. Чтобы управлять, необходимо быть компетентным в соответствующей сфере (отрасли) общественной практики и обладать администрирование выступает в качестве характеристики политического режима. Администрирование отражает такой стиль государственного управления, который состоит в «преимущественном использовании в управленческих процессах силового давления, жесткой подчиненности, команд и взысканий, обеспечиваемых подсистемой наказаний». Здесь особо следует выделить административно-правовые методы управления, применение которых в государственной практике обусловлено объективными потребности в установлении дисциплины и порядка в обществе, обеспечении безопасности в тех сферах деятельности и производственных процессов, где имеют место опасные технологии и возможности возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В то же время искусство администрирования имеет непосредственную связь с культурой управления. Суть последней заключается не в голом администрировании, а в таком руководстве, которое основывается на данных, выработанных наукой управления, передовой практикой и зарубежным опытом, на строгом соблюдении принципа законности в государственном управлении.

Культура управленческой деятельности оказывает прямое влияние на уровень всей организаторской работы государственных органов подведомственных организаций. Высокая культура управления предполагает хорошее знание государственными служащими своих функций и полномочий, необходимость научного подхода к решению общегосударственных и региональных вопросов развития экономики и социальной сферы с целью выработки обоснованных и правильных решений.

Отношение к людям также является важным компонентом стиля управления. Служебные взаимоотношения руководителей и подчиненных регламентируются при помощи права. Норы права регулируют основные, официальные отношения с целью обеспечения слаженной и четкой работы государственного органа. Однако все многообразные отношения, возникающие в процессе управления, не могут подвергаться исключительно правовому регулированию. Они обеспечиваются и другими социальными нормами и, прежде всего, моральными. Поэтому вопросы служебной этики имеют существенное значение во взаимоотношениях руководителей и подчиненных, работников государственных органов и граждан (организаций).

Этические начала в управленческой деятельности государственных органов определяются тесным сотрудничеством и взаимопомощью руководителей и подчиненных с целью неукоснительного исполнения решений вышестоящих органов и собственных решений, установленных регламентом работы. В этом немаловажную роль играет авторитет руководителей, который определяется, как правило, не столько их должностным положением, сколько личными качествами, морально-психологическими фактами взаимоотношения с подчиненными.

В свете указанных требований разработаны и приняты Правила служебной этики государственных служащих республики.Особенностью нормативного регулирования поведения управленческих кадров является то, что оно осуществляется в результате тесного взаимодействия норм права и служебной этики.

Под служебной этикой понимается совокупность норм (правил) нравственного поведения государственных служащих. Эти нормы регулируют отношение государственных служащих к обществу, государству, своему коллективу, гражданам и т.д.

Нормы служебной этики и права близки по своему социальному содержанию, они тесно взаимосвязаны и являются мощным фактором воспитания государственных служащих. Так, государственные служащие, в своей деятельности должны быть приверженными принципам государственной службы и высшим нравственным ценностям, неукоснительно проводить политику Президента страны; не допускать действий сопряженных с нарушением прав и свобод граждан; соблюдать государственную трудовую дисциплину; не допускать и пресекать факты нарушения норм этики со стороны других государственных служащих (ст.ст.1, 3 Правил служебной этики государственных служащих).

В отношениях с гражданами и юридическими лицами государственные служащие обязаны уважать их честь и достоинство, не допускать проявлений бюрократизма и волокиты при рассмотрении их обращений, в установленные законом сроки принимать по ним необходимые меры; обеспечить соблюдение и защиту гарантированных конституцией прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц.

Государственные служащие, имеющие подчиненных работников, обязаны точно определять задачи и объем служебных функций и полномочий своих подчиненных в соответствии с занимаемыми ими должностями; не понуждать подчиненных к совершению противоправных поступков или поступков, несовместимых с общепринятыми нормами этики (ст.4 Правил служебной этики государственных служащих).